Психологическая помощь:
Полезная информация:

Метод работы с семьей

Системная семейная психотерапия — молодая отрасль психологической практики. Это особый подход и особый метод, который разрабатывался специально для работы с семейными системами. Концептуально в основу семейной психотерапии легла кибернетика, общая теория систем. Основные тезисы, определяющие систему: 1)целое больше, чем сумма его частей, 2)все части и процессы целого взаимообусловлены и взаимно влияют друг на друга. Исходя из этого, система первична по отношению к своим членам. Член семьи действует, подчиняясь не своим потребностям, а правилам функционирования семейной системы.

Итак, в семейном консультировании клиентом является не человек, а вся семья. Семейное консультирование опирается в своей работе на представление о семье, как о едином организме. Объединяет семью многое: общее место проживания, хозяйство, бюджет, правила семейного проживания, история семьи... Все это подразумевает постоянное общение, взаимодействие. Члены семьи разговаривают или молчат; видятся раз в году или не расстаются ни днем, ни ночью; болеют, дерутся, учатся, пьянствуют, путешествуют ... Таким образом в процессе взаимодействия все члены семьи взаимно и обоюдно формируют поведение друг друга.

Взаимодействие может быть разным: функциональным и дисфункциональным, если семья не справляется с какими-то своими задачами. В таких ситуациях часто возникает потребность в консультации психолога. Поскольку в семье происходит взаимовлияние всех ее членов, здесь не может быть виноватых и невиновных. Если есть проблема, то своим существованием она обязана всей семье, всем ее членам.

Семья — сложный организм, который с момента его появления (брак) должен постоянно развиваться, изменяться, приспосабливаться к внутрисемейным изменениям и требованиям внешнего мира. Жизнь семейной системы подчинена двум противоречащим друг другу законам: закону гомеостаза (постоянства) и закону развития. Первый требует сохранения равновесия, второй-движения вперед. Каждая семья, согласно закону развития, на протяжении своего существования переживает ряд событий, с которыми связаны ее жизненные циклы: рождение детей, начало их социальной жизни (детский сад, школа), изменение возраста членов семьи, взросление и отделение детей от семьи, смерть одного из супругов ...
Эти моменты являются кризисными в развитии семьи. Если по каким-то причинам она не может достаточно гибко реагировать на изменения в жизни, в семье могут начаться конфликты, вплоть до развода, возможно появление симптоматического поведения, болезней, других не всегда приятных явлений, с помощью которых семейный организм приспосабливается к новым условиям. Такова будет плата за сохранение гомеостаза семьи.

Например, первоклассник не может адаптироваться к школе, отказывается туда ходить, не находит там себе друзей, часто болеет: постоянные простуды (знакомая картина!). Причины такого поведения? Есть что-то в семье, что не отпускает его в школу, мешает ребенку жить своей жизнью. Есть какая-то важная функция, которая возложена на него в семье. Какая?

Возможно, отношения между родителями ребенка не благополучны. В такой ситуации поведение ребенка отвлекает их от конфликта, работает на объединение семьи. Возможно, у мамы ребенка из-за неуверенности в себе (или по другим причинам) нет работы, профессии. Она хорошо чувствует себя только в роли мамы, так как другие роли (профессионала, супруги, возлюбленной и т. п.) ей не знакомы. Ей с трудом дается общение вне дома. В какой-то степени мама сама не вполне повзрослела и нуждается в поддержке. Ребенок дает ей эту поддержку. Его постоянные простуды, конфликты с одноклассниками, вызовы в школу из-за плохих оценок помогают маме чувствовать себя компетентной, продолжая сидеть дома, не расти профессионально, не меняться. Семья оказалась не готовой к новому жизненному циклу, связанному с социальной жизнью ребенка(школа). Как результат-проблемы с учебой и простуды. Такой ценой семья смогла вернуться к гомеостазу системы. В этом случае работа семейного психолога с мамой может помочь ребенку решить школьные проблемы и поправить здоровье.

В нашей стране из-за жилищной проблемы семья очень часто состоит из людей разных поколений. Эта ситуация может приводить к конфликтам, спутанности ролей в семье.

Например, молодая женщина живет с родителями мужа. Какая роль предназначена ей в этой семье? Часто это будет роль дочки (был сын, а теперь еще и дочка!). Выглядит мило. Однако, дочерняя роль влечет за собой и дочерние обязанности. Может здесь стоит искать причину извечных конфликтов невестки со свекровью? Кроме того, кем она будет своему мужу, если свекровь для нее «мама»? Сестрой?

В наше время все чаще встречаются неполные семьи. Как происходит распределение семейных ролей, если нет, например, отца? Маме в такой ситуации приходится зарабатывать, одной кормить семью, то есть выполнять мужскую роль. Она функционально — муж в этой семье. Ребенком в таком случае в основном занимается бабушка. Функционально она — мама. В связи с этим, как будут складываться отношения между мамой и бабушкой? Возможны конфликты из-за конкуренции за ребенка, некий конкурс «Какая мама лучше?». Между мамой и ее ребенком тоже возможны проблемы, ведь если мам две, то какую слушать? Как следствие — непослушание, проблемное поведение ребенка, часто — неуспеваемость в школе.
Большое влияние на жизнь семьи оказывают семейные правила и семейные мифы. В этом отношении в России есть свои особенности. Например, кто глава российской семьи: жена или муж? Правило совершенно размытое. С одной стороны, в теории, — мужчина. С другой, и часто на практике, — женщина (вспомним Василису Премудрую, сестрицу Аленушку...).

Противоречивое правило влечет за собой противоречия в семьях. Женщина у нас энергична: «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет»... Требуя от своей второй половины мужественности и проявления инициативы, забывает, что мужественность возможна только там, где есть женственность.

Очень распространен в российских семьях героический миф. Такова история нашей страны: много войн, подвиг возведен в норму. Принято жить не для себя, а для других. Жить не «здесь и теперь», в настоящем, в контакте с реальностью, а «во имя светлого будущего» или в героическом прошлом... Считается нормальным всего «ДОБИВАТЬСЯ», за все «БОРОТЬСЯ» и «СТРАДАТЬ», что не оставляет времени и сил ЖИТЬ! Жить радостно, счастливо и комфортно. У россиян — огромная устремленность ПРЕОДОЛЕВАТЬ трудности. Поэтому, если их нет, мы прекрасно умеем их создавать. Несомненно, такое отношение к жизни отнимает много сил и оказывает влияние на российскую семью. Борьба за «мир во всем мире» не позволяет в должной мере давать внимание и любовь своим близким.

Семейные истории — тема, тесно связанная с историей страны.  В России очень много семей, в которых были пропавшие без вести, репрессированные, служившие в штрафбатах, прошедших плен и лагеря. Отсюда — всем хорошо известная формула: жить «за себя и за того парня»... Часто истории прошлого находят отражение в сегодняшней жизни. Например, нередко наличие погибших на войне родственников приводит ныне живущих к неудачам в жизни, психическим заболеваниям, пьянству. Человек подсознательно начинает уходить в смерть (ведь пьянство не назовешь полноценной жизнью, слишком слаб контакт пьяницы с реальностью, это — забытье, схожее со смертью), следуя из любви за умершим.

Таким образом, семья — достаточно сложное явление. Способность семьи приспосабливаться к требованиям нового жизненного цикла, распределение ролей в семье, семейные правила и мифы, влияние истории семьи, способы семейного взаимодействия — вот перечень параметров, с которыми работает в консультировании семья и семейный психолог, чтобы прийти к гармонии в семейной жизни.

Запись на консультацию, расстановку по тел. 8(916)128-88-09 или электронной почте mne142@mail.ru/

Разработка, создание сайта —
RozArt
Проведение занятий и консультаций:
  • Психологическая помощь в Москве. Консультации, расстановки.
Телефон:8 (916) 128-88-09
© 2007-2018 Проект «Древо Жизни» — оказание психологической помощи в Москве и МО. Индивидуальные и семейные консультации. Расстановки по методу Берта Хеллингера.
Rambler's Top100